Почему, если гражданин РФ выезжает за рубеж, в страны, с которыми заключены договоры о социальном обеспечении, Израиль, Германия, Франция и т.д., гражданину предоставляется право выбора получения пенсии либо на территории РФ либо на территории государства, куда он прибыл на постоянное место жительства; в случае, если гражданин выехал на постоянное место жительства в одну из стран СНГ, с которыми Россия заключила международные договоры о социальном обеспечении, Пенсионный Фонд отказывает им в праве выбора, ссылаясь на Соглашение 1992 года, и приоритет отдается ст. п. 2 ФЗ-173 от 17.12.2001 года (ст. 64 ФЗ-173)?

Из описанной Вами ситуации усматривается, что имеет место отказ в праве выбора места получения пенсии, то есть, гражданину РФ, выехавшему на постоянное место жительство в иное государство СНГ, предлагается произвести перевод получения пенсии в государство, в котором он проживает, или получать пенсию на территории РФ. 

         Сложившуюся ситуацию можно объяснить на примере Договора от 24.01.2006 года  между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения.

         Указанный выше договор состоит из следующих глав: “Общие положения”, нормы которой содержат определения использумых в указанном договоре понятий, “Применение законодательства”, нормы указанной главы определяют основания применения законодательства договаривающихся государств к возникающим правоотношениям, “Пособие по безработице”, нормы которой регулируют основания выплаты пособия по безработице, “Трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии”, нормы данной главы содержат общие основания и исчисления пенсий, “Пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания”, данная глава регулирует общие основания выплаты пособий, полученных по причине трудовых увечий и профессиональных заболеваний.

         Назначение и выплата пенсий, пособий и иных выплат регулируется главой 10 “Переходные положения” Договора от 24.01.2006 года  между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения.

         Согласно ст. 24 указанного Договора при переезде пенсионера с территории одной договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.

         Договаривающаяся Сторона по новому месту жительства пенсионера назначает пенсию со сроков, предусмотренных законодательством этой Договаривающейся Стороны, но не ранее месяца прекращения выплаты пенсии Договаривающейся Стороной по прежнему месту жительства.

         В случае если согласно законодательству Договаривающейся Стороны по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной по прежнему месту жительства до приобретения права на пенсию (в том числе пенсию другого вида) согласно законодательству Договаривающейся Стороны по новому месту жительства пенсионера.

         Из содержания приведенной выше нормы следует, что  Договор от 24.01.2006 года  между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения не предусматривает право граждан РФ получать назначенные им пенсии как на территории РФ, так и на территории Беларуси, поскольку процесс выплаты пенсий полностью регулируется нормами национального законодательства, которое не предоставляет гражданину права выбора места получения пенсии, то есть госдарства, в котором он проживает постоянно, или гражданином которого пенсионер является.

         Приведенное выше положение полностью согласуется с нормами Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ от 13.03.1992 года, в соответствии со ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников указанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

         Наличие права гражданина РФ, выезжающего на постоянное место жительства во Францию, в ФРГ или Израиль, на получение пенсии как в указанных государствах, так и в РФ, объясняется наличием права пенсионера получать причитающуюся ему пенсию как на территории государства, в котором он постоянно проживает, так и на территории государства, гражданином которого он является.

         Следует иместь в виду, что в соответствии с п. 3  Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 510 от 08.07.2002 года, в случае, если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в указанном Положении, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

         Российским законодательством, а также законодательством государств-участников СНГ, такое право не предусмотрено, поэтому пенсионер вправе получать причитающуюся ему пенсию только в одном государстве: в государстве гражданином, которого он является, или в государстве, в котором он постоянно проживает.

         Согласно п. 11 Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 510 от 08.07.2002 года, гражданам, указанным в пункте 2 указанного Положения, на основании их письменного заявления пенсия может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства независимо от даты их выезда из Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.

         То есть, по смыслу по смыслу приведенной выше нормы перевод получения пенсии за пределы РФ лишает гражданина права, произведшего перевод пенсии за пределы РФ, лишает его права на получение назначенной пенсии в РФ.

         Возобновление выплаты пенсии на территории РФ лишает права гражданина, проживающего за пределами, на получение пенсии за пределами РФ.

         В силу изложенных выше причин Пенсионный Фонд РФ такие вопросы решает на основании Соглашения от 13.03.1992 года  о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ, п. 2 ст. 1 Федерального закона “О трудовых пенсиях РФ” и нормах Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 510 от 08.07.2002 года.

 

Поделиться в социальных сетях:

Контакты

Юрист - Машенков Сергей Павлович

oihlo2hpdji.jpg

593.png WhatsApp 

depositphotos_107592380-stock-illustration-icon-of-paper-plane-white.jpg Telegram 

images.pngЛичный телефон:

8 (919)-722-05-32

5611356.pngСекретарь: 

8 (985) 445-55-95

images.png  E-mail:

mashenkov.s@yandex.ru

 

 

 

счетчик посещений