Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации

Согласно п. 13 ст. 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста следующим лицам:

1) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации;

2) мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации - при оставлении летной работы по состоянию здоровья;

3) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В то же время на федеральном уровне был принят специализированный Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 155-ФЗ). Он определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в ПФР. Эти средства направляют работодатели, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер. Закон, кроме того, устанавливает порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты. Таким образом, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством РФ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплату к пенсии) за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в ПФР.

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин (ст. 1 Закона N 155-ФЗ).

Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается при условии оставления летной работы. Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 N 155. Названным документом установлены также Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В данных Правилах установлено разграничение периодов выполнения работ в должностях, предусмотренных вышеназванным списком. Так, периоды выполнявшейся до 01.12.1991 работы в должностях, предусмотренных списком, на воздушных судах гражданской авиации СССР засчитываются в выслугу:

1) лицам из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии;

2) иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на день обращения за установлением доплаты к пенсии, если при определении права на доплату к пенсии в выслугу включены периоды работы, выполнявшейся на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации с 01.01.1999.

Периоды выполнявшейся с 01.12.1991 работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

Исчисление выслуги производится исходя из налета часов. При этом засчитываются:

1) каждые 20 ч налета на самолетах (кроме налета и работ, предусмотренных в подп. "б" п. 5 Правил) - за 1 месяц выслуги;

2) каждые 12 ч налета на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ), в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики), в должностях командно-летного (включая инспекторский) и летно-инструкторского составов, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава гражданской авиации, - за 1 месяц выслуги.

Исчисление выслуги в соответствии с положениями вышеназванных Правил производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации соответственно на 20 и 12 ч. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.

Периоды работы в должностях, указанных в списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений - справками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с Законом N 155-ФЗ порядок определения размера дополнительного социального обеспечения (доплаты к пенсии) носит самостоятельный характер. Указанный порядок исчисления доплаты к пенсии предполагает методику, схожую с методикой определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Но при определении размера доплаты к пенсии по-другому учитывается предельное соотношение зарплат (вместо ограничения в размере 1,2 применяется ограничение не свыше 5). Кроме того, размер доплаты корректируется с учетом отношения суммы страховых взносов, фактически поступивших в ПФР, в сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, устанавливаемой ПФР.

Общая формула (неофициальная) определения размера доплаты следующая:

 

Д = ЗПС x [(СЗЛ / СЗС x КВЛ) x (ВП / ВН)],

 

где Д - размер доплаты;

ЗПС - среднемесячная заработная плата в стране, утверждаемая Правительством Российской Федерации по представлению Госкомстата России;

СЗЛ - среднемесячный заработок члена летного экипажа воздушных судов гражданской авиации за два последних года летной работы либо любые пять лет летной работы подряд (для пенсионеров, у которых пенсия исчислена из заработка за 12 месяцев летной работы, заработок установления доплаты также может быть взят за эти 12 месяцев);

СЗС - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период;

КВЛ - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги (при выслуге 25 или 20 лет для мужчин и женщин соответственно КВЛ составляет 0,55; за каждый полный год выслуги сверх 25 или 20 лет КВЛ увеличивается на 0,01, но в общей сумме не может превышать 0,75; при выслуге от 20 до 25 лет для мужчин и от 15 до 20 лет для женщин за каждый недостающий год (в т.ч. неполный) КВЛ уменьшается на 0,02).

Пример 6.2. На практике может возникнуть следующая ситуация. С работниками авиакомпании, направленными на работу за границу на 4 - 6 месяцев, заключается индивидуальный трудовой договор, где оговариваются все существенные условия труда, в том числе и заработная плата. Заработная плата установлена выше средней зарплаты работника по основному месту работы. Зарплата за период работы за границей выплачивается работнику по основному месту работы.

Учитывается ли начисленная зарплата работника за период работы за границей при исчислении его среднего заработка?

Ответ. Во всех случаях определения размеров средней заработной платы, предусмотренных ТК РФ, применяется порядок ее исчисления, установленный ст. 139 ТК РФ.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника во всех случаях, кроме оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

При этом абз. 4 п. 7 Порядка исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 гг., утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17.05.2000 N 38 (с изменениями от 21.11.2001), применяемого в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ), установлено следующее. А именно при повышении тарифных ставок, должностных окладов, денежного вознаграждения в пределах расчетного периода повышению подлежат тарифные ставки, должностные оклады, денежное вознаграждение, а также другие выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка, за предшествующий изменению отрезок времени.

Таким образом, при исчислении среднего заработка работника авиакомпания должна учитывать всю начисленную в расчетном периоде данному работнику заработную плату, в том числе начисленную в период работы за границей, в полной сумме;

ВП - сумма страховых взносов по дополнительному тарифу фактически поступивших в ПФР, которая определяется ПФР на основании сведений, поступивших от работодателей, использующих труд летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

ВН - сумма страховых взносов по дополнительному тарифу, необходимых для финансирования доплаты (т.е. сколько требуется денег в полном объеме на всех пенсионеров, чтобы установить доплату исходя из их выслуги и заработка и среднемесячного заработка по стране), которая определяется ПФР на основании заявок органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. Однако органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при расчете размера доплаты будут использовать более упрощенную формулу, поскольку величину отношения суммы страховых взносов, фактически поступивших в ПФР, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, будет рассчитывать ПФР и доводить до этих органов.

Таким образом, формула расчета доплаты к пенсии примет следующий вид:

 

Д = ЗПС x (СЗЛ / СЗС x КВЛ) x К,

 

где Д - размер доплаты;

ЗПС - среднемесячная заработная плата в стране, утверждаемая Правительством Российской Федерации по представлению Госкомстата России - в настоящее время;

СЗЛ - среднемесячный заработок члена летного экипажа воздушных судов гражданской авиации за два последних года летной работы либо любые пять лет летной работы подряд;

СЗС - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период;

КВЛ - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги;

К - отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в ПФР, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, которое устанавливается ПФР (К = ВП \ ВН).

Законом N 155-ФЗ для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в ПФР, тариф страховых взносов в ПФР устанавливается в размере 14% выплат. Они начисляются работодателями в пользу указанных лиц в денежном выражении по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования.

На начисленные работодателями в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплаты не начисляются страховые взносы по указанному тарифу. В соответствии со ст. 238 НК РФ они не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом).

Все пенсии, начисленные работникам летного состава гражданской авиации до вступления в законную силу Закона N 173-ФЗ, в течение действия Закона N 155-ФЗ подлежат обязательной индексации.

Еще одним Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 N 384 установлен порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава. По этому Постановлению право на пенсию за выслугу лет имеют следующие работники летно-испытательного состава:

1) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники:

летчики (пилоты) - испытатели;

штурманы-испытатели;

бортинженеры-испытатели;

ведущие инженеры - испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа;

бортмеханики-испытатели;

бортэлектрики-испытатели;

бортрадисты-испытатели;

бортоператоры-испытатели;

парашютисты-испытатели;

2) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний):

инженеры;

техники;

механики;

операторы;

экспериментаторы всех наименований;

3) работники, проводящие инспектирование летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).

При исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считаются:

1) один год работы в должностях, указанных в подп. "а" п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний;

2) один год работы в должностях, указанных в подп. "б" п. 3 вышеназванного Положения, при налете в год 120 ч и более - за два года, от 50 до 120 ч - за полтора года, менее 50 ч - за один год. В таком же порядке исчисляется выслуга лет при выполнении не менее 50% указанного налета на воздушных судах маневренной авиации и вертолетах;

3) один год работы в должностях, указанных в подп. "в" п. 3 вышеназванного Положения, за два года при условии выполнения установленной нормы налета часов.

Согласно Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава имеет силу следующее положение. А именно, если работник летно-испытательного состава в течение года не участвовал в летных испытаниях, но имел иной налет (транспортный, в порядке летной подготовки и т.д.), сроки выслуги лет исчисляются в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации. При отсутствии у работника летно-испытательного состава в течение одного года налета часов вообще данный год в выслугу лет не засчитывается. В случае, когда отсутствие налета вызвано трудовым увечьем, полученным при выполнении испытательных полетов, выслуга лет исчисляется по фактической продолжительности.

Пенсии работникам летно-испытательного состава при выслуге 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин назначаются в размере 55% заработка и за каждый год сверх требуемой выслуги - по 1% заработка. А летчикам (пилотам) - испытателям, штурманам-испытателям и парашютистам-испытателям, у которых не менее 2/3 необходимой выслуги лет приходится на проведение испытаний опытных летательных аппаратов или парашютно-десантной техники на предприятиях и в организациях, конструирующих, производящих и испытывающих авиационную, аэрокосмическую, воздухоплавательную и парашютно-десантную технику, - по 3% заработка.

Размер пенсии, исчисленный в соответствии с Положением, летчикам-испытателям I класса повышается на 10%. Во всех случаях максимальный размер пенсии не может превышать 75% заработка. Пенсия работникам летно-испытательного состава при выслуге у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет уменьшается на 2% заработка за каждый год (в том числе и неполный), недостающий до полной выслуги.